музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
Страницы истории. Генеральный план застройки нового Ставрополя 5524
Страницы истории. Генеральный план застройки нового Ставрополя 5526
 СТРАНИЦЫ СТАВРОПОЛЯ
'Страницы истории. Генеральный план застройки нового Ставрополя'

Страницы истории. Генеральный план застройки нового Ставрополя   

View HTML

В феврале 1952 года рассмотрен и согласован Генеральный план застройки нового Ставрополя, разработанный в 1949-1950 гг. где-то в глубинах МВД и проработанный коллективом Ленинградского филиала московского института «Гипрогор»; руководитель проекта – архитектор Ю.М.Киловатов. План предусматривал строительство города с населением 40 тысяч человек, наличием в нем 3-х центров, расположенных на значительном удалении друг от друга. Приведением проекта в жизнь занялся архитектор Михаил Сорокин. План центрального района города выглядел величественно, напоминая Версаль. Уравновешивая его размах, город застраивался малоэтажными домами по типовым проектам - это позволило в сжатые строки возвести образцовый город сталинской эпохи. В северо-восточной части города возник квартал благоустроенных зданий, средняя школа №5, больница - по имени организации, начавшей здесь строительство, его назвали «УНР». Развернулось строительство 10 трехэтажных жилых домов, здания городского Совета, Дома культуры, зданий партийных и советских организаций Ставропольского района, стадиона «Труд». Полным ходом осуществлялся перенос деревянных домов из будущей зоны затопления.

В 1950-е годы город существовал в виде нескольких разрозненных посёлков: Портового, Шлюзового, Комсомольского и Соцгорода. В проектных застройках прослеживается общий стиль, характерный для провинциального градостроительства периода поздней сталинской архитектуры ленинградского школы.

В 1950 году весь жилой фонд Ставрополя составлял 39,2 тыс. кв. метров, в 1956 (без учета Комсомольска) - 310 тыс. кв. метров. По переписи 1939 года население составляло 9,7 тыс. человек, на 1 января 1957 года – 60 тыс. человек. Но длительное время не было ясно, какие предприятия будут построены, поэтому застройка планировалась без учета будущих реалий.

Портпосёлок – исторически самый старый микрорайон Тольятти. Проектировать его начали ещё в 1949 году, за год до официального правительственного постановления о сооружении Куйбышевской гидроэлектростанции. В самом начале 1950-х часть территории застроили так называемыми «индомами» – коттеджами для руководителей строительства ГЭС и специалистов, а участок шоссе, соединяющего Портпосёлок с Комсомольском, – сборными двухэтажными 8-квартирными домами из бруса лиственницы (так называемыми «финскими домиками»).

Бурно рос Комсомольск. До 1951 года посёлок рассматривался как временный. В 1951 году, в связи с переносом строительства порта в Комсомольск, проектирование этого посёлка передали "Ленгипрогору". В 1952 году проект застройки был готов. Он учитывал наличие уже возведённых «Куйбышевгидростроем» зданий в юго-западных кварталах. Главным инженером проекта стал И.Г. Ромм, главным архитектором – Суборов. В январе-апреле 1952 года проект застройки Комсомольска был утвержден с замечаниями на всех уровнях – от облисполкома до Москвы.

Проект «Ленгипрогора», утверждённый в марте 1953 года, предусматривал значительное увеличение застройки Комсомольска 2-3-этажными капитальными зданиями с перспективой развития на восток, вдоль проспекта имени Сталина (с 1961 года – улицы Коммунистической). Так появился уникальный комплекс исторической застройки посёлка в пределах улиц Матросова, Коммунистической и Тюленина. Комплекс исторической застройки посёлка Комсомольский даже входил в Схему планировки района Куйбышевского гидроузла. Власти и гидростроители решили, что улицы должны носить имена героев-комсомольцев, молодогвардейцев, ну и, конечно, лидеров страны. Первыми, еще в 1952 году, появились улицы Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, проспект Сталина.. Затем «подтянулись» улицы Мира (с 1964-го – Сергея Тюленина), Партизанская (с 1964-го – Ульяны Громовой), Александра Матросова, Молотова (с 1958 года – Ярославская), Олега Кошевого, Ленина (с 1964 года – Любови Шевцовой), Краснодонцев, Механизаторов… В 1952 году в Комсомольске был пущен в ход современный хлебозавод (до этого хлеб возили из Куйбышева), построено 200 тыс. кв. метров жилья, 7 школ (из них 3 средние), гидротехнический техникум, учебный комбинат, клуб на 500 мест, больничный городок, сеть магазинов и столовых, созданы библиотеки.

В 1953 году на площадке, начинавшейся за Ставропольской лесной дачей, началось строительство Соцгорода, части нового Ставрополя - его еще называли «институтским городком», поскольку с 1951 там года функционировал филиал Куйбышевского индустриального института.

Развернулось строительство Новошлюзового поселка. План его застройки сначала был поручен проектному отделу Куйбышевгидростроя, затем – как и Шлюзовой, Комсомольск и значительная часть нового Ставрополя, – передан архитекторам Ленгипрогора. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.

В январе 1953 года Ю.М.Киловатову было дано указание переделать проект застройки города на новый – с расчетом на 100 тысяч человек. 3 февраля подано ходайство в облисполком о включении административного поселка КГС (Портпоселок) в черту города с административным подчинением Ставропольскому горсовету.

Газ, тепло, водопровод, ванные и души стали неотъемлемой частью быта большинства горожан. За 10 лет создана и расцвела мощная тольяттинская индустрия, город превратился в крупный индустриальный центр Средней Волги.

В 1959 году филиал Московского института Госгипрогор СССР в Ленинграде был выделен в самостоятельный институт под названием «Ленгипрогор», и в Ставрополе команда проектировщиков становится филиалом «Ленгипрогора».

В связи с масштабным строительством Волжского автомобильного завода в 1960-е строительство приобрело новый размах. Изначально проектирование Автозаводского района предполагалось поручить Гипрогору. Но проект новой части города был подписан выдающимся градостроителем Борисом Рубаненко (директор института ЦНИИЭП). Тольятти строился как город, основой и структурой жизни которого становится предприятие тяжелой промышленности.

В нашем музее работает выставка, посвященная 65-летию «Тольяттинского проектно-изыскательского института», сотрудниками которого были спроектированы такие объекты, как спортивный комплекс «Акробат», хирургический корпус горбольницы №1, административно-бытовой корпус рынка в Автозаводском районе, здание АТС-22 по ул. Горького, корпуса ТПИИ по ул. Ушакова, спроектирована реконструкция кинотеатра «Буревестник», спроектированы некоторые объекты ВАЗа и другие объекты города.



Дата :2022-02-02   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид