В феврале 1952 года рассмотрен и согласован Генеральный план застройки нового Ставрополя, разработанный в 1949-1950 гг. где-то в глубинах МВД и проработанный коллективом Ленинградского филиала московского института «Гипрогор»; руководитель проекта – архитектор Ю.М.Киловатов. План предусматривал строительство города с населением 40 тысяч человек, наличием в нем 3-х центров, расположенных на значительном удалении друг от друга. Приведением проекта в жизнь занялся архитектор Михаил Сорокин. План центрального района города выглядел величественно, напоминая Версаль. Уравновешивая его размах, город застраивался малоэтажными домами по типовым проектам - это позволило в сжатые строки возвести образцовый город сталинской эпохи. В северо-восточной части города возник квартал благоустроенных зданий, средняя школа №5, больница - по имени организации, начавшей здесь строительство, его назвали «УНР». Развернулось строительство 10 трехэтажных жилых домов, здания городского Совета, Дома культуры, зданий партийных и советских организаций Ставропольского района, стадиона «Труд». Полным ходом осуществлялся перенос деревянных домов из будущей зоны затопления.
В 1950-е годы город существовал в виде нескольких разрозненных посёлков: Портового, Шлюзового, Комсомольского и Соцгорода. В проектных застройках прослеживается общий стиль, характерный для провинциального градостроительства периода поздней сталинской архитектуры ленинградского школы.
В 1950 году весь жилой фонд Ставрополя составлял 39,2 тыс. кв. метров, в 1956 (без учета Комсомольска) - 310 тыс. кв. метров. По переписи 1939 года население составляло 9,7 тыс. человек, на 1 января 1957 года – 60 тыс. человек. Но длительное время не было ясно, какие предприятия будут построены, поэтому застройка планировалась без учета будущих реалий.
Портпосёлок – исторически самый старый микрорайон Тольятти. Проектировать его начали ещё в 1949 году, за год до официального правительственного постановления о сооружении Куйбышевской гидроэлектростанции. В самом начале 1950-х часть территории застроили так называемыми «индомами» – коттеджами для руководителей строительства ГЭС и специалистов, а участок шоссе, соединяющего Портпосёлок с Комсомольском, – сборными двухэтажными 8-квартирными домами из бруса лиственницы (так называемыми «финскими домиками»).
Бурно рос Комсомольск. До 1951 года посёлок рассматривался как временный. В 1951 году, в связи с переносом строительства порта в Комсомольск, проектирование этого посёлка передали "Ленгипрогору". В 1952 году проект застройки был готов. Он учитывал наличие уже возведённых «Куйбышевгидростроем» зданий в юго-западных кварталах. Главным инженером проекта стал И.Г. Ромм, главным архитектором – Суборов. В январе-апреле 1952 года проект застройки Комсомольска был утвержден с замечаниями на всех уровнях – от облисполкома до Москвы.
Проект «Ленгипрогора», утверждённый в марте 1953 года, предусматривал значительное увеличение застройки Комсомольска 2-3-этажными капитальными зданиями с перспективой развития на восток, вдоль проспекта имени Сталина (с 1961 года – улицы Коммунистической). Так появился уникальный комплекс исторической застройки посёлка в пределах улиц Матросова, Коммунистической и Тюленина. Комплекс исторической застройки посёлка Комсомольский даже входил в Схему планировки района Куйбышевского гидроузла. Власти и гидростроители решили, что улицы должны носить имена героев-комсомольцев, молодогвардейцев, ну и, конечно, лидеров страны. Первыми, еще в 1952 году, появились улицы Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, проспект Сталина.. Затем «подтянулись» улицы Мира (с 1964-го – Сергея Тюленина), Партизанская (с 1964-го – Ульяны Громовой), Александра Матросова, Молотова (с 1958 года – Ярославская), Олега Кошевого, Ленина (с 1964 года – Любови Шевцовой), Краснодонцев, Механизаторов… В 1952 году в Комсомольске был пущен в ход современный хлебозавод (до этого хлеб возили из Куйбышева), построено 200 тыс. кв. метров жилья, 7 школ (из них 3 средние), гидротехнический техникум, учебный комбинат, клуб на 500 мест, больничный городок, сеть магазинов и столовых, созданы библиотеки.
В 1953 году на площадке, начинавшейся за Ставропольской лесной дачей, началось строительство Соцгорода, части нового Ставрополя - его еще называли «институтским городком», поскольку с 1951 там года функционировал филиал Куйбышевского индустриального института.
Развернулось строительство Новошлюзового поселка. План его застройки сначала был поручен проектному отделу Куйбышевгидростроя, затем – как и Шлюзовой, Комсомольск и значительная часть нового Ставрополя, – передан архитекторам Ленгипрогора. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.
В январе 1953 года Ю.М.Киловатову было дано указание переделать проект застройки города на новый – с расчетом на 100 тысяч человек. 3 февраля подано ходайство в облисполком о включении административного поселка КГС (Портпоселок) в черту города с административным подчинением Ставропольскому горсовету.
Газ, тепло, водопровод, ванные и души стали неотъемлемой частью быта большинства горожан. За 10 лет создана и расцвела мощная тольяттинская индустрия, город превратился в крупный индустриальный центр Средней Волги.
В 1959 году филиал Московского института Госгипрогор СССР в Ленинграде был выделен в самостоятельный институт под названием «Ленгипрогор», и в Ставрополе команда проектировщиков становится филиалом «Ленгипрогора».
В связи с масштабным строительством Волжского автомобильного завода в 1960-е строительство приобрело новый размах. Изначально проектирование Автозаводского района предполагалось поручить Гипрогору. Но проект новой части города был подписан выдающимся градостроителем Борисом Рубаненко (директор института ЦНИИЭП). Тольятти строился как город, основой и структурой жизни которого становится предприятие тяжелой промышленности.
В нашем музее работает выставка, посвященная 65-летию «Тольяттинского проектно-изыскательского института», сотрудниками которого были спроектированы такие объекты, как спортивный комплекс «Акробат», хирургический корпус горбольницы №1, административно-бытовой корпус рынка в Автозаводском районе, здание АТС-22 по ул. Горького, корпуса ТПИИ по ул. Ушакова, спроектирована реконструкция кинотеатра «Буревестник», спроектированы некоторые объекты ВАЗа и другие объекты города.
Дата :2022-02-02 [ Назад ] [ наверх ]